Артикуляция далека от совершенства?
Не беда. Приемы постановки звуков разнообразны и помогут ребенку быстро начать произносить их. Не испытывая с ним больше никаких трудностей.
Дальше на следующих этапах потребуется закрепление достигнутого результата: автоматизация звука и внедрение его в речь.
Для того, чтобы понять как именно происходит коррекционная работа. Приведем примеры работы над конкретными, часто проблематичными звуками, так будет нагляднее и понятнее.
Например, нарушение [Р]. Вначале потребуется артикуляционная гимнастика для звука [Р]. Это комплекс специфических простых упражнений для зуб и языка, активизирующих мышцы, позволяющий органам артикуляции почувствовать правильную позицию. Разработать их подвижность, научить статической позе и плавному переключению с одной на другую. Дальше — работа над [Р], для того, чтобы он отдельно, не в слове, произносился верно.
Больше полезной информации на Канале Яндекс Дзен
Приемы постановки звука Р
Один из приемов заключается в том, что звук ставится в два этапа. Для начала органы артикуляции занимают позицию, характерную для произнесения звука [Р].
При этом язычок широкий, находится на твердом небе, на альвеолах, а кончик языка не вибрирует. Таким образом, добавив голос и воздушную струю, [Р] формируется так называемый «проторный», без вибрации кончика. По звучанию он схож с [З] или [Ж]. Такая правильная вновь выработанная позиция сразу закрепляется в слогах.
На втором этапе работы добавляется вибрация, которую вызывают механическим образом с помощью специального зонда или пальца.
Также могут использоваться приемы постановки звука на основе другого, который не нарушен. Часто для постановки [Р] используют [Д]. Позиция органов артикуляции при произнесении [Р] и [Д] схожа, но в случае с [Д] отсутствует вибрация.
Игра для ребенка называется «Заведи моторчик».
Нужно быстро, как бы заводя двигатель, произносить Д-Д-Д-Д, стуча язычком по твердому небу. В это время логопед специальным зондом с шариком на конце, пальцем, круглым кончиком соски пытается вызвать в кончике вибрацию. При этом явно слышится четкий раскатистый [Р].
Другой базой, на основе которой можно поставить [Р], является сочетание звуков [ЗА]. Слог нужно произнести, делая акцент на первый [З], произнося его длинно: ЗЗЗа. Постепенно позиция языка произвольно смещается вперед, кончик достигает бугорков твердого неба. А зондом добавляется необходимая вибрация.
Конечно, методы постановки звуков для каждого свои, но есть общая тенденция.
Это или способ на основе другого четко произносимого звука или механический (с помощью зонда и прочих специальных инструментов.). а чаще всего смешанный, когда используются и те и другие выше описанные приемы.
Первый применяется только в том случае, если в основу можно положить схожий по артикуляции пример.
Второй часто вызывает страхи у детей и нарекания в связи с этим.
Третий же наиболее оптимальный, часто используемый и эффективный. Большинство специалистов пользуются именно им, независимо от типа нарушения.
Полезные статьи: Коварная дисграфия как проблема правописания