Постановка шипящих у ребёнка

Способ артикуляции звуков отличает звучание одного от другого. А гласные от согласных. Есть некоторые общие признаки артикуляции, благодаря которым определяются следующие группы. Так есть группа свистящих согласных, шипящих, сонорных и проч.

Для шипящих звуков Ж, Ш, Ч, Щ такой объединяющей характеристикой является сложный шум, образуемый щелями-преградами в процессе выдоха. Постановка их нужна в случаях замены одного звука или их группы на другой. А также искажения звучания. Как правило, требуется одно – два занятия для достижения результата.

Больше полезной информации на Канале Яндекс Дзен

Постановка шипящих: способы

Вообще говоря, собственно способы того, как сформировать нужный шипящий следующие. Основывающиеся на другом — С, Р, Ш- механический — как будет описано ниже с использованием зондов и проч., а также смешанный. При этом именно механический способ самый редко используемый. А вот смешанный самый популярный. Также эффективен и первый из трех.

Курс занятий по работе над фонемами данной группы обязательно начинается с постановки Ш. Так как на его основе ставится следующий парный ему Ж. Традиционно Ш ставится на основе С или Р.

Звонкий парный ему Ж также может быть поставлен на основе Р. Нужно произнести слог РА. А логопед специальным зондом обездвиживает кончик языка, убирая характерную для Р вибрацию. При громком произнесении отчетливо слышится ЖА.

Постановка парных — звонкого Ж и глухого Ш — также может быть на основе З или С соответственно. Нужно произнести З+А, при этом логопед зондом регулирует положение языка. Так, чтобы получился нужный звук.

Также звонкий Ж можно поставить от глухого Ш, добавив голос, так как артикуляция звуков одинакова и отличается лишь работой или ее отсутствием голосовых складок. Соответственно, наличием или отсутствием голоса.

Продолжает последовательную работу над нарушенным звукопроизношением постановка шипящих Щ и Ч. Если нарушены все звуки этой группы. Постановка Щ возможна на основе С или же Ч, если он не нарушен. С С нужно произносить слог С’А регулируя положение языка так, чтобы добиться звучания Щ.

В случае с Ч нужно разделить его на составляющие его компоненты – Т’+ Щ, убрав первый взрывной Т’.

А в свою очередь Ч ставится от Т’. При этом лучше это делать на примере обратных слогов. Где первым находится гласный, а последующим согласный: АТ’. Но можно пробовать и на примере прямых: Т’И. Ребенок произносит слог (слоги), делая акцент на согласном звуке, при этом логопед зондом достигает нужного положения кончика языка. Можно также использовать не только специализированные зонды, но и подручный материал, вроде шпателя и т.п.

При нарушении звукопроизношения есть рекомендованная последовательность звукопостановки.

Что обычно делает логопед?

 Обычно первыми ставятся свистящие, а на их основе уже шипящие. Постановка шипящих выглядит так: вначале принято ставить звуки твердые – Ж/Ш, а на их основу уже мягкие — Ч/Щ. Хотя это и не является обязательным требованием, в данном случае логопед решает этот вопрос индивидуально.

Вывод

В целом можно сказать, что на коррекцию делали простой, без отягощений уходит обычно около месяца. Срок работы зависит от вида нарушения, сочетанности с другими, возраста пациента. Начинает коррекцию артикуляционная гимнастика, затем собственно выше описанная постановка, а последним этапом служит закрепление автоматизация. Именно автоматизация, внедрение в речь обычно является наиболее продолжительной.

Полезные статьи: Коварная дисграфия как проблема правописания;

Приёмы постановки звуков у ребёнка.

Ссылка на основную публикацию