Коварная дисграфия как проблема правописания

Важнейший этап речевого развития ребенка – это становление письменной речи.

Наша новая статья о том, как отличить простую невнимательность младшего школьника от логопедической проблемы. И как помочь ребенку освоить навыки письма.

Время летит незаметно. И вот Ваш любимый ребенок уже не дошкольник, а первоклассник. Он стал серьезнее, самостоятельнее. Он наблюдателен и сообразителен.

Его речь больше не привлекает к себе внимания своим неправильным звучанием.

Настало время становления письменной речи. Возможно, ребенок уже умеет читать и писать. Или знает буквы и складывает некоторые из них в слоги.

Еще чуть-чуть, и скоро прописи будут отложены в сторону. А тетрадки в узкую линейку запестреют ровненькими буковками.

Ну и как же без ошибок?

 Пропустить букву, не поставить точку в конце предложения, написать имя с маленькой буквы – это неизбежные промахи маленького ученика.

Они бывают у каждого ребенка, пока не автоматизировался навык письма.

Однако постепенно такие ошибки исчезают, и становится очевидным, что один ребенок пишет очень грамотно, даже не зная правил. А другой допускает много орфографических ошибок, третий часто невнимателен.

А еще есть дети, которые своими ошибками ставят родителей в тупик.

«Тота Ана и дадя Пета», – пишет первоклассник фразу «тетя Аня и дядя Петя». «Гчи прлетли», – читаем в другой тетради («грачи прилетели»).

Согласитесь, подобные ошибки нельзя назвать орфографическими. Орфографические ошибки допускают многие дети (и даже взрослые).

Чтобы избежать этого, придуманы правила. Соблюдая которые можно научиться писать грамотно.

К орфограммам относятся безударные гласные (трАва), непроизносимые согласные (соЛнце) и другие (вспомните сами правила из курса русского языка).

Однако ошибки из примеров выше не относятся к орфограммам.

Они допущены даже в тех частях слов, которые слышатся совершенно четко и, как говорят филологи, «находятся в сильной позиции», т. е. пишутся так же, как и слышатся.

Нарушение письменной речи, при котором имеют место стойкие специфические ошибки, называется дисграфией.

Хочу подчеркнуть, что такое заключение можно поставить ребенку только школьного возраста, но никак не дошкольнику.

Как я говорила выше, у каждого ученика бывают ошибки, сходные с дисграфическими, особенно в начале обучения письму (т. е. в период дошкольного детства это вполне объяснимо).

Коварство дисграфии заключается в том, что трудности с письмом влияют на успеваемость ребенка в целом.

Вот представьте: ученики дописали упражнение и начинают слушать новый материал. А ребенок-дисграфик еще не может поднять голову от тетради – не закончил работу. Естественно, что он прослушает новый материал.

А дальше – как снежный ком. Тут не дослушал, там не успел. Постепенно накапливается отставание по всем предметам. Так дети, которые не преодолели дисграфию, часто попадают в коррекционный класс.

Как этого избежать?

Допустим, Вы заметили в тетрадях своего любимого школьника ошибки неорфографического характера, которые не исчезают со временем. Да и учительница уже обращала Ваше внимание на этот факт и, возможно, посоветовала обратиться к логопеду.

Договоритесь с логопедом о консультации, захватите тетради ребенка и вместе с ним придите на логопедическое обследование.

Выводы о характере нарушения речи Вы услышите после проведения специалистом тестовых процедур, беседы с Вами и просмотра рабочих тетрадей.

Вы узнаете, что в Вашем случае дисграфия обусловлена одной из следующих причин:

  • страдает звукопроизношение, в связи с чем при проговаривании слов самому себе (во время диктовки) ребенок пишет звуки так, как и говорит. Например, вместо Р – Л и т. п. Это, как правило, связано еще и с недостаточной сформированностью фонематических представлений (т. е. ребенок затрудняется определить наличие определенного звука в слове);
  • у ребенка недостаточно сформирован фонематический слух;
  • школьник испытывает сложности в различении звуков в слове, особенно фонетически близких (С – Ш, Ч – Щ и т. п.);
    • в этом случае происходит нарушение языкового анализа и синтеза, т. е. школьник плохо ориентируется в понятиях «слово», «предложение», «звук», «слог», в связи с чем некоторые слова написаны слитно, без пробела, другие же – неправильно разделены пробелами (например, приставка написана раздельно со словом);
  • наблюдается недоразвитие грамматической стороны речи, т. е. неправильное употребление ребенком падежных окончаний, предлогов, форм слов ведет к повторению этих же ошибок на письме («На траве играИт котЕНКи» – «На траве играют котята»);
  • присутствуют трудности в зрительном анализе и синтезе и в пространственных представлениях, в связи с чем школьник путает похожие (и не очень) буквы (У и Д, И и Ш и др.).

Исходя из этого, логопед сделает заключение, какой вид дисграфии у Вашего ребенка. Соответственно, будет предложен и адекватный план коррекционной работы по устранению этого нарушения.

Конечно, дисграфия – это серьезная проблема. Для ее коррекции требуется длительное время.

Частенько дисграфия является следствием неврологических нарушений у ребенка.

Или результатом незаконченной работы по исправлению недоразвития речи в дошкольном детстве.

Ваша заинтересованность и сотрудничество с логопедом без сомнения сделают работу эффективнее и быстрее.

Не затягивайте с визитом к логопеду. И удачи!

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и будете в курсе всех новых публикаций статей.

Ссылка на основную публикацию