Как бороться с детскими дразнилками среди школьников

Многие родители ждут момента, когда их ребёнок пойдет в школу. Но в школьной жизни ребёнка поджидает много неизвестного и даже иногда не приятного. К школьным неприятностям и относятся детские дразнилки.

В данной статье поговорим о том, как выражаются детские дразнилки у школьников и как лучше всего их избежать и предотвратить.

Деление класса на группы – повод для дразнилок!

Психологами доказано, что в классном коллективе существует иерархия отношений. Всех детей можно разделить на несколько групп.

1. Самые авторитетные и влиятельные — лидеры.

Обычно это два — три человека, вокруг которых группируются остальные одноклассники. Между группировками постоянно ведется борьба за первенство. Беда, если лидер — девочка. Тогда мальчики из ее окружения готовы на многое ради своей «принцессы». Тут в ход могут пойти и кулаки, и обидные прозвища в адрес соперников.

2. Вторая группа — предпочитаемые школьники.

Они успешны в учебе, стабильны в поведении, дружелюбны. С ними многие хотели бы сидеть за одной партой, пойти в поход или в кино.

3. Третья группа — серая масса, готовая услужить тому, кто сильнее.

 Именно из нее вырастают или неприметные личности без своего мнения либо агрессоры.

4. Четвертая группа — унижаемые ребята, которые не способны дать отпор обидчикам и достаточно долго терпят насмешки из-за физических недостатков, особенностей во внешности и поведении.

Например: жиртрест, очкарик, ботаник, костяная нога, вонючка, полудурок и др. Эти дети чаще всего примиряются с кличками и молчаливо терпят их годами. Но, взрослея, они могут стать сильнее, и тогда обидчикам не позавидуешь. Иногда детские обиды настолько сильны, что даже через десятки лет прежде униженный способен на месть.

Пятая группа — дети-изгои.

С ними никто не хочет рядом сидеть, их не приглашают на праздники, постоянно задевают не только их, но и членов их семей, обзывают и даже бьют без всякого повода. Чаще всего это дети из неблагополучных семей. Они недокормлены, неухожены, плохо одеты, испытывают трудности в обучении. Эти ребята настолько забиты, что не способны даже пожаловаться. В дальнейшем есть опасность, что они перенесут модель родительского дома в свои семьи, и тогда их дети будут терпеть такие же унижения и нравственные страдания.

Конечно, маленькие дети часто ссорятся и при этом обозвать друг друга, а потом пожаловаться родителям или учителям. Они даже не помнят, кто первый начал вступать в конфликт. Взрослым следует помирить их, и вскоре они снова станут друзьями. Если же родители вовлекутся в детские разборки и каждый из них будет защищать своего ребенка, то конфликт между детьми может перерасти во вражду между семьями, а это уже опасно, так как дети будут невольно копировать поведение папы или мамы.

Сложнее, если конфликт возникает между группами школьников. Здесь важно заметить начало группирования и первые признаки появления лидеров и изгоев.

Методы предотвращения формирования групп в классе, как борьба с дразнилками

И родителям, и педагогам необходимо наметить план совместных действий по пресечению враждебных отношений в классе.

С этой целью сначала следует провести анкетирование с вопросами: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, с кем бы пошел в поход, с кем бы хотел дружить, кого бы пригласил на день рождения, чем ты любишь заниматься в свободное время и т.п.

Разбирая анкеты, учитель делает выводы о предпочтениях детей и начинает работу с лидерами.

Важно, чтобы их преимущества не превратились в негативные.

Поэтому есть смысл воспитать из них союзников.

Такие ребята могут войти в совет класса, который вместе с родительским комитетом и учителями участвует в принятии решений по проведению праздников, экскурсий, оформлению кабинета, приобретению учебных пособий, дежурству по школе и классу и пр.

После этого можно сформировать группы по предпочтениям и интересам, например, художников-дизайнеров, озеленителей, трудового десанта, спортсменов, музыкантов и танцоров, шахматистов, краеведов, патриотов и др.

 Дети в зависимости от обстоятельств могут свободно переходить из одной группы в другую. Юные художники могут иллюстрировать газету на краеведческую тему, спортсмены выступать вместе с танцорами на утреннике, патриоты подобрать песни и стихи к 9 Мая. Такая совместная работа приучит детей ценить не силу мышц или успешность в учебе, а личные качества каждого члена коллектива.

Для закрепления результатов педагогического воздействия можно провести серию классных часов под названием «Расскажи нам о себе». Многие дети посещают различные секции и кружки. Они с удовольствием будут говорить о своих увлечениях. И вдруг окажется, что девочка из неблагополучной семьи отлично поет, мальчик-очкарик — чемпион по шахматам, толстячок спасает бездомных животных, некрасивая одноклассница шьет удивительные наряды для кукол… Взрослым необходимо похвалить и наградить всех детей почетными грамотами за их успехи. Тогда и другие дети будут стремиться получить такое же одобрение.

Можно применить метод похвалы и таким же способом. Дети по очереди садятся перед всем классом, остальные одноклассники ищут в них самые хорошие черты. Запрещена любая критика. В результате любой ребенок будет стараться оправдать положительную характеристику своей личности.

Если вести постоянную целенаправленную работу по формированию сплоченного коллектива, то не будет необходимости бороться с дразнилками. Их попросту не будет.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и будете в курсе всех новых публикаций статей.

Ссылка на основную публикацию