Дети и мультфильмы. Как преодолеть противоречие между удовольствием и пользой?

Дети мыслят и воспринимают этот мир образами. Нужно только направить и показать. Сформировать те прекрасные образы, которые есть в жизни. Прекрасный образ матери, девушки, девочки, бабушки, отца, защитника, воина. Научить видеть, что образ человека непрерывно связан с внутренним состоянием его души, его внутренними переживаниями. И, конечно, образы русской природы, родного края. Любоваться природной гармонией, тонким сочетанием красок, замечать интересное в обыденной жизни. Например, красоту лучей солнца, играющих на окне.

Ещё совсем недавно дети были ближе к природе, больше гуляли. Здесь же придумывали игры, сами создавали игрушки, используя простой подручный материал: цветы, камушки, травинки, палочки и так далее. Что способствовало развитию фантазии. И, конечно, абстрактного мышления.

Изменился мир с приходом новых компьютерных технологий. Изменились и дети, но, как и раньше они тянутся к играм, игрушкам, книгам, мультфильмам. Так же как и раньше они выбирают любимых героев. Подражают им, хотят быть похожими на них внешне и внутренне, совершать такие же поступки. Но какие они нынешние герои, на которых смотрят наши дети? Рассмотрим на примере мультфильмов. Ведь на их основе современный ребенок делает выводы, строит модель окружающего мира.

Больше полезной информации на Канале Яндекс Дзен

Примеры мультфильмов для детей

Первым русским мультипликатором (1906г) стал балетмейстер Мариинского театра, создавший первый отечественный кукольный мультфильм. Герои мультфильмов того времени максимально приближались к реальному изображению. Мультфильмы рисовали даже с видео пленки, копировали кадры. Что позволяло сохранить пропорции человека и плавность движения. Стоит сказать, что в основе любого мультфильма лежит стилизация.

Стилизация – это упрощение формы, выявление и усиление характерных черт.

Ближе к 60-м годам 20 века в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре (стилизации).

Ярким примером может послужить мультфильм советского времени «Русалочка».

Рассмотрим этот мультфильм с художественной точки зрения. Грамотное построение композиции: красота линий, передача динамики, движения, интересное расположение фигур.

Цветовое решение построено на основе контрастов. Цвета, которые использует художник упрощенные. Но хорошо гармонируют друг с другом. Характерным для советской мультипликации является абстрактная нагрузка. Что совершенно не встречается в современной нам мультипликации.

Отдельно стоит выделить образ героини. Весь ее внешний облик говорит о её душе, её внутренней жизни. Она полна романтики и лиризма. Сама она как душа, а не физическое тело. Её глаза — это зеркало её души, настолько они прекрасны и глубоки. Оправданно, что художник рисует их большими, ведь они раскрывают образ героини.

Её поведение так же вызывает умиление и восхищение: она скромна, нежна, женственна. Все это характерно для женских образов русской мультипликации: это Настенька, Василиса, Алёнушка. Очень заметно, что художник, создавая мультфильм, глубоко продумывал его, как художественное произведение, наполнял его добротой и любовью.

Зарубежные мультипликации и их влияние на детей

В зарубежной мультипликации художник, как правило, увлекается не самой красотой как таковой, а внешней красивостью. Цветовой строй мультфильма примитивный: яркие раскрашенные цвета. Этим мультфильмы привлекают внимание детей. У героини подчеркнуты формы тела, её физические данные взрослой женщины, чрезмерная симпатичность. Душа художника интересует в очень отдаленной степени. Героиня не наделена глубокой внутренней жизнью. И лишена романтичности и лиричности.

Весь мультфильм — это просто красивая картинка, не более, не несущая в себе глубокого смысла. Многие героини зарубежной мультипликации наделены агрессивными чертами. Они запросто могут драться, показать оскал и злобу. Отличаются соблазнительным поведением с противоположным полом. Показывают сексуальность характерную для взрослой женщины. В некоторых мультфильмах высмеивается образ многодетной матери, он противопоставляется лёгкому, беззаботному образу свободной женщины.

С развитием компьютерных программ, герои мультипликационных фильмов потеряли еще большую часть своей души. Так как руку художника-творца не заменит ни какая компьютерная техника. Ведь когда художник рисует, то он вкладывает часть себя в рисунок, вдыхает в него жизнь.

Зарубежная мультипликация идет по пути развития стилизации, развития карикатурных образов. В стилизации нет ни чего плохого. Но что же мы видим в современных мультфильмах? Сегодняшние мультипликаторы, стилизуя, уродуют образ человека. Нарушение пропорций, непомерно большие головы, огромные глаза, уродливо мелкие тела. Сам образ безобразный, накачанные губы, наращенные ресницы. Если полнометражные мультфильмы более эстетичны, то мультфильмы по проще вызывают отвращение Если мы увидим этого человека в реальной жизни, то, вероятно, испугаемся. Вот такие образы закладывают мультфильмы в наших детей.

Что замечает художник-педагог из того, как меняются дети под воздействием мультфильмов?

  1. Мультфильмы оказывают влияние на фантазию и абстрактное мышление. У современного ребёнка изобилие мультфильмов, игрушек. А значит не нужно фантазировать самому, что-то придумывать, создавать, ведь есть всё готовое. Занимаясь изобразительным искусством, ребёнку сложно отойти от штампов, клише. Многие способны только срисовывать. А ведь фантазия и абстрактное мышление требуется не только в изобразительном искусстве. Но и в разных сферах и профессиях.
  2. Дети не интересуется искусством. Рисуют, а точнее срисовывают только мультяшек. Им неинтересно узнать о законах живописи, о правилах построения в рисунке. Не интересны предлагаемые художественные образы. Это стало происходить за последние десятилетия, когда стали так доступны мультфильмы.
  3. Используют примитивный, раскрашенный цвет в живописи, такой, как они видели в мультфильме. Ребята чувствуют и понимают разницу между мультипликацией и художественным произведением. Но не могут отойти от примитивного.
  4. Заложены неправильные образы красоты, женского и другие. Ребята заражаются образами мультфильмов и подменяют ими столь простые и понятные, любимые образы. Образы важны не только для создания картин.

Важность образа персонажа в мультфильме с психологической точки

Как утверждают детские психологи очень важен женский образ как для мальчика, так и для девочки.

Девочки стремятся быть похожим на героиню внешне копировать её поведение. А мальчик будет искать такую спутницу жизни, мать своих будущих детей.

На занятиях изобразительного искусства мы говорим о художниках. Рассматриваем картины. Учимся видеть истинную красоту, понимать ее и чувствовать. Любуемся образами простых людей. Работаем с натуры, изучаем цвет. Учимся видеть, любить сложные цвета, создавать гармонию.

Много фантазируем, играя, сочиняем картины. Создавая картины абстрактного содержания, учим детей понимать сущность абстракции.

Конечно, хороший, красивый мультфильм с правильными образами и сюжетом, положительно и плодотворно влияет на развитие детей. Однако все должно быть в меру – чрезмерное увлечение просмотрами мультфильмов наносит определенный ущерб физическому состоянию. А также и психическому развитию ребёнка. Дети должны воспитываться ближе к природе. Развивать свои способности общаться со сверстниками, играть в подвижные игры.

Перед художником-педагогом стоит задача не только научить ребёнка мастерски рисовать, обучить технике исполнения, создания красивых картин. Но и способствовать развитию художественно-образного мышления.

Полезные статьи:

А ваш ребёнок зависим от телевизора?

Ссылка на основную публикацию